Истории из практики риэлтора

Ипотека от Cовкомбанка: «старикам здесь не место!»

Ипотека от совкомбанка: «старикам здесь не место!»

Сама по себе сделка была достаточно простой - мой клиент, с одобрением ипотечного кредита от Совкомбанка, покупал квартиру в новом доме от первого владельца, который еще на котловане вложил деньги в покупку жилья.

Да, были два момента, которые пришлось решать по ходу пьесы. Первое.  Продавец не хотел указывать полную стоимость в договоре, так как собственность у него была от силы два года. Второе. Это риелторы продавца.  За время  сделки сменились 5 (!) персонажей, «риелтор», «юрист», «помощник юриста», снова «риелтор», уже с другим «юристом». Как понимаете, документы для одобрения пришлось просто выколачивать. Самое забавное было то, что эти персонажи из одной фирмы общались исключительно через меня.

Вернемся к нашему славному банку.

Который якобы очень любит пожилых людей. Рассказывать про процесс одобрения будет очень долго, из самого значимого, что запомнилось - покупателя, заемщика, заставили заключить брачный договор с супругой перед получением кредита, а для подтверждения платежеспособности предъявить документы на авто, пришлось «сгонять» за 400 км за паспортом транспортного средства.

Все общение с кредитным менеджером Виталием происходило исключительно посредством СМС сообщений. Звонки, письма на почту- игнорировались. Когда мы, наконец, получили «доступ к телу»- попали уже на сделку- оказалось, что загадочный менеджер Виталий уже уволен. Мы порадовались тогда за банк, что одним неэффективным сотрудником в банке стало меньше, но радовались зря…

Текст договора купли –продажи в этом кредитном заведении составляет кредитный менеджер. Все попытки достучаться и получить этот самый текст на согласование сторонами были обречены на неудачу, в результате текст самого главного документа для покупателя квартиры мы увидели уже на сделке. И как выяснилось, ничего практически исправить или дополнить в этом тексте нельзя. Нет, маленькое исправление все же нам позволили сделать, но не более того. Существенные пункты в договоре, которые должны защитить покупателя в случае судебных разбирательств, по мнению юристов банка, включать нельзя, они лишние, это и так есть в законодательстве. Слова про диспозитивные нормы права, которые стороны могут прописать в договоре, были попросту проигнорированы.

Поясню. В тексте договора купли продажи квартиры с использованием кредитных средств по требованию любого банка должны быть обязательно пункты о выданном кредите, о залоге, который будет наложен на квартиру, о том, что квартиру нельзя сдать-продать без согласия банка. Все остальные пункты, не противоречащие законодательству,  это результат договоренностей сторон. Да и сам договор, вообще-то, заключается сторонами, продавцом и покупателем. Ни в одном другом банке, где я делал сделку, такого жесткого диктата на содержание договора купли –продажи не было.

Итак, подписываем кредитный договор, заявление об открытии эскроу–счета…

Про условия оплаты по эскроу счету надо поподробнее рассказать. По сути- это виртуальная ячейка, но дьявол в мелочах, как мы знаем. В Совкомбанке условия получения денег продавцом- наличие подписанного сторонами передаточного акта. В нашем случае продавец легкомысленно передал ключи от квартиры сразу после того, как документы были сданы на регистрацию. «Риелтор» и «юрист» не возражали. Акт при этом подписан не был. Не буду про юридические последствия для продавца этого действа, практически- в данном варианте квартира была пустая. Другое дело- если люди еще живут в продаваемой квартире? А если была договоренность оставить какое –то имущество и фактическая передача планируется через 1-2-3 недели после расчетов?

После переговоров уже в банке, мы все же пришли к соглашению, что в договоре купли-продажи будет указана полная стоимость, а половину причитающегося налога оплатит покупатель. Казалось бы, событие позитивное для банка и для покупателя- полная сумма в договоре? Но не в Совкомбанке. Оказалось, что поменять сумму в заявлении на открытии эскроу программно нельзя, надо согласовывать это отдельно. Поясню. Сумма выданного кредита – не изменилась. Ни одна буква в кредитном договоре – не изменилась. Реквизиты и титул договора купли-продажи квартиры- неизменны, поменялась только стоимость квартиры. И тут сотрудники банка начали нас уговаривать оставить в договоре купли-продажи заниженную цену на квартиру!  В противном случае- «приходите завтра».

Мы и пришли.

Со второго раза все получилось- и заявление на эскроу, и недо-договор купли продажи подписать. Регистрировали сделку в МФЦ, на специально обученных людей покупатель решил не тратиться.

Вторая часть действа разыгрывалась через 2 недели, когда прошла государственная регистрация перехода права.

Покупатель  и продавец получили каждый свой комплект документов в МФЦ. Так как продавец получал самостоятельно, проверить его экземпляр у меня возможности не было. А зря…

Из МФЦ мы направились в банк- при безналичных расчетах подтверждением проведенных расчетов являются банковские документы, за ними мы и пошли. Продавец к тому времени сдал свой договор, договор отсканировали и он поехал по делам- перевод денег обещали сделать в течение 1-2 часов. Соответственно, и нам ждать выпало это время. Попили кофе из соседнего кафе, пожевали булочек. А через два часа вышла менеджер и сказала, что на договоре неправильная регистрационная запись сделана. Как так, я же проверял? Смотрю на распечатанный скан экземпляра продавца- да, реально в Росреестре была сделана ошибка. Отдаем наш экземпляр, без ошибки. Еще час- деньги с эскроу счета переведены. 

А при чем тут банк? Вроде ошибка –то Росреестра…Подождите, банк еще свое слово скажет.

Итак, продавец приехал в отделение Совкомбанка рядом с домом, чтобы сделать перевод средств со своего счета в Совкомбанке на расчетный счет в своем банке. Сделали платежное поручение, а дальше просят сообщить код из СМС для подтверждения. Кода нет. Высылают второй раз. Кода нет. Извините, деньги мы не переведем, и вообще есть сомнения, что вы- это вы. Паспорт, права- это не для нас, СМС не пришло- денег вам не будет…Позвольте, а на какой телефон вы отправляете СМС? Почему на этот? Оказалось, что сотрудники банка, когда вносили данные продавца при проведении сделки, сделали ошибку в номере мобильного телефона…

«Вишенка на торте»…

Контактная информация

Мои телефоны

+7 903 130-42-63

+7 915 327-23-41

Мой e-mail

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Адрес оказания услуг

Москва и Московская область